В нашей стране для детей с физическими и умственными недостатками созданы специальные школы-интернаты. Такие школы имеются и для детей с нарушениями зрения. Это школы-интернаты для слепых детей и школы-интернаты для слабовидящих. Согласно инструкции в школы для слепых принимаются дети с остротой зрения 0,04 и ниже на лучше видящем глазу с коррекцией обычными очками. Приему в школы для слабовидящих подлежат дети с остротой зрения от 0,05 до 0,4 на лучше видящем глазу с коррекцией обычными очками. Вопрос о том, в какой школе следует обучаться ребенку с теми или иными недостатками зрения, решается строго индивидуально. Учитывается острота зрения и состояние других зрительных функций. Принимаются во внимание клиническая форма глазного заболевания, его течение и прогноз. В настоящее время в нашей стране наблюдается снижение числа абсолютно слепых людей. Это, в частности, объясняется большими достижениями отечественной медицины. Среди детей с нарушениями зрения большинство составляют слабовидящие. Слабовидящие дети пользуются зрением в качестве основного средства восприятия, в частности во время чтения и письма. Оптимальное использование зрения в процессе обучения и воспитания, слабовидящих возможно только в особо благоприятных условиях. Такие условия созданы в специальных школах-интернатах. Среди этих условий можно назвать повышенные уровни освещенности, рациональную зрительную нагрузку, использование вспомогательных оптических средств коррекции. В этих школах осуществляется ряд лечебно-профилактических мероприятий, направленных на охрану зрения детей и его возможное развитие. Кроме того, ведется большая работа по преодолению вторичных отклонений в физическом и психическом развитии, которые встречаются у многих слабовидящих. Учитывается, что нередко наблюдаются нарушения других органов и систем, которые сопровождаются общей соматической ослабленностью, ведущей к понижению работоспособности и быстрому развитию утомления. В предназначенном для педагогов и воспитателей специальных школ для слабовидящих детей пособии излагаются следующие вопросы: анатомо-физиологические особенности "органа зрения, основные клинические формы, приводящие ж слепоте и слабовидению, организация лечебно-восстановительной работы, гигиена учебно-воспитательного процесса, гигиенические требования к оборудованию учебных помещений, санитарно-просветительная работа в школе. |