Головна | Реєстрація | Вхід | RSSСубота, 20.04.2024, 00:47

МСНВК для дітей зі зниженим зором

Меню сайту
Категорії розділу
Порадник "Все в твоїх руках" [24]
Методична скарбниця [40]
Батьківські збори [20]
Наше опитування
Чи вважаєте Ви роботу нашого закладу сучасною?
Всього відповідей: 84
Статистика

Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0

Інформація

Головна » 2012 » Червень » 26 » Учимся и учим малышей запоминать с помощью ассоциаций!
23:14
Учимся и учим малышей запоминать с помощью ассоциаций!

Так называемый "сухой" учебный материал усваивается образно мыслящими детьми гораздо труднее". С.М.Бондаренко
Для учащихся начальной школы особую трудность представляет запоминание пассивной информации, т.е. сведений, которые невозможно осмыслить логически, а требуется просто запомнить (это могут быть даты, числа, таблица умножения, словарные слова). Память ребенка еще не приспособлена к "простому запоминанию" (зубрежке) ничего не значащего для него символа - числа или буквы.
Зато его память очень эмоциональная и образная. И чтобы она заработала по отношению к пассивной информации, необходимо, чтобы эта информация превратилась в активную, то есть яркую, эмоционально значимую для малыша. Вы спросите, как это сделать? С помощью ассоциаций.
Ассоциации - мысленные связи между двумя образами, предметами. Встретившись с одним из этих предметов, мы можем по ассоциации вспомнить другой, связанный с ним. Американским психолингвистом Дж. А. Мюллером была предложена классификация ассоциаций, учитывающая и логику, и философию, и лингвистику одновременно.
По контрасту (антонимы): мокрый - сухой, черный - белый.
По сходству (синонимы): быстро - стремительно, лицо - рожица.
По звучанию: тон - тон, глаз - таз.
По корню слова: высота - высокий, дождь - дождливый.
Часть - целое: лицо - нос, неделя - день.
Подчинительные ответы: человек - отец, мать; животное - собака, кошка, мышка.
Дополняющие обстоятельства: продвижение - назад, вперед; бежать - быстро, медленно.
Определения: комната - темная, светлая; человек - добрый, жадный.
Эгоцентрические ответы (личностные реакции): одиночество - всегда, никогда; успех - невозможно, возможно, я должен.
Если использовать ассоциации как прием для запоминания учебного материала, то надо обратить внимание на следующие важные моменты. Ассоциации запоминаются хорошо, если они вызывают интерес, любопытство, а еще лучше - улыбку или смех. Но главное - это яркость образа. Банальные и скучные ассоциации быстро забываются или вспоминаются с трудом. Другое дело яркие, порой даже нелепые ассоциации! Чем ярче образы, тем легче создавать связи между ними и, соответственно, запомнить можно больше и лучше! Поэтому ассоциации должны быть: необычные, нестандартные, абсурдные; движущиеся; слишком большие или слишком маленькие, что тоже способствует запоминанию.
Если тренироваться, то можно научиться рисовать картинки мысленно, придумывать стихи или даже целые истории для запоминания цепочек ассоциаций. А если запоминаемый материал провести еще через разные каналы восприятия - зрительный, слуховой и прочие, то он усвоится легко и надолго!
Давайте посмотрим, как этот метод "работает" при запоминании учебного материала. Например, ваш ребенок никак не может запомнить, что гласные надо проверять ударением. Нарисуйте слабенькую, хилую гласную с тонкими ручками, а рядом - сильную гласную с молотком-ударением в руке, и потом предложите малышу раскодировать это "послание", помогая ему наводящими вопросами! Вы спросите, почему нельзя просто объяснить? Потому что идея лучше усваивается тогда, когда она вошла в сознание как решенная проблема, а не как готовое определение или объяснение.
Рассмотрим, как можно помочь ребенку справиться со словарными словами, которые никак не хотят подчиняться правилам правописания. Для такого случая есть целая методика "неправильных правил", которую предложил В.В. Агафонов - автор ассоциативного орфографического словарика "Неправильные правила", в котором содержится более ста "упрямых" словарных слов.
В чем заключается идея этой методики? Если словарное слово не получается проверить родственными словами, то тогда надо поставить рядом с таким словом другое, желательно сходное по звучанию и написанию (например, огород - город, сорока - сорок). Главное, чтобы в этом слове-помощнике "трудный" элемент из словарного слова находился в сильной позиции и его написание затруднений не вызывало. Теперь свяжем словарное слово с "приемным родственником" по ассоциации, обыграем возникшую ассоциативную связь в стихотворении, сказке, просто шутке или необычной фразе, и ваш малыш с удовольствием и надолго запомнит "трудную" букву.
Большинство из "неправильных правил" - это стихотворения, что тоже не случайно, поскольку зарифмованный учебный материал лучше запоминается. Давайте обратимся к примерам из словарика, чтобы увидеть эти приемы в действии.
В стихотворении "Как Алла гуляла по аллее" главный прием - сам сюжет: он позволяет точно "показать", что в этих словах пишется удвоенная "Л":
Шла по аллее Алла -
Ну просто так, гуляла.
Навстречу ей две буквы "Л",
Идут, свободные от дел.

"Откуда вы?" - спросила Алла. -
Я никогда вас не встречала!
"Мы на аллее здесь живем,
Мы есть и в имени твоем!" -
Сказали буквы Алле -
И вдруг опять пропали.
А вот еще один пример - "Сорочий юбилей":
Сороке нынче сорок лет,
Она для всех даёт обед.
Потом даёт она обет
Не кушать целых сорок лет!..
Да, быть обжорою - беда!
Зато вам хватит срока,
Чтобы запомнить навсегда,
Как пишется "СОРОКА"!
Я думаю, Вы догадались, почему что в качестве "приемного родственника" использовалось слово "сорок" - тут нужный звук отчетливо слышен.
К сожалению, изучение многих учебных предметов в школе традиционно строится на использовании только словесно-логической формы мышления, а применяемые наглядные пособия (таблицы, схемы) не меняют сути дела, так как они в письменной форме повторяют те же положения, что и правило. При этом практически бездействует такое мощное средство познания, как образно-чувственное мышление детей.
Но разве мы, взрослые, не готовы прийти на помощь своему ребенку? Дайте вашему ребенку "удочку" - алгоритм создания ассоциаций, и он с легкостью будет усваивать самую разную информацию на школьных уроках. А затраченные на это энергия и время не пропадут даром: во-первых, то, что человек придумывает сам, врезается в его память на всю жизнь, во-вторых, с каждым созданным информационным блоком совершенствуется ассоциативное мышление и развивается фантазия - основа любой творческой деятельности.
Успехов вам!
Джерело: http://www.deti-budushego.com/
Автор: Рашкова Татьяна, Руководитель детского развивающего центра "Дети будущего"

Категорія: Методична скарбниця | Переглядів: 809 | Додав: Elena | Рейтинг: 3.5/2
Всього коментарів: 0
Ім`я *:
Email *:
Код *:
Вхід на сайт
Пошук
Календар
«  Червень 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбНд
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Архів записів
Друзі сайту
  • Офіційьний блог
  • uCoz Спільнота
  • FAQ по системі
  • База знань uCoz

  • Олена Слободянюк © 2024
    Конструктор сайтів - uCoz